пятница, 23 января 2009 г.

Несчастный случай с Ником — что произошло? (Simon Carter)

Смертельный случай с Nickом Kaczorowski в прошлую пятницу породил много вопросов. Многие местные скалолазы с Blue Mountain и с других мест высказали мне что непонимают что же случилось. Большинство средств масс-медиа в это время подняли шумиху с весьма неточной информацией. В попытке немного навести порядок в этой неразберихе, Lucas Trihey побеседовал с несколькими свидетелями и написал свой Отчет о австралийском несчастном случае. Этот отчет оказался очень полезен и сообщил чуть больше верных данных о происшествии. Однако, как скалолаз, я обнаружил что отчет до сих пор оставил несколько вопросов без ответа и я считаю, что чуть позже пришедшая информация прольет свет на некоторые содержащиеся в отчете неточности.

Мой друг был свидетелем этого несчастного случая; он позвонил в спасательную службу и продолжил свое восхождение, пересекающее маршрут на котором произошел несчастный случай, и помог застрявшим - партнеру Ника и двум другим скалолазам спуститься вниз со скалы. Этот друг снабдил меня детальной информацией о происшествии. Я также поговорил с несколькими другими свидетелями получившими информацию из вторых рук и переговорил со скалолазом который недавно прошел этот маршрут (но сошел с маршрута, в той точке где произошел несчастный случай с Ником).

Мои беседы привели к тому, что на поднятые вопросы можно ответить только изучив этот маршрут. Также уже зная что болты плохи, я решил что просто необходимо повесить предупреждающую табличку на старте этого маршрута. Итак, в среду я дюльфером спустился вниз чтобы разместить табличку и исследовать место происшествия. То что я обнаружил сильно обеспокоило меня, я подумал что важно чтобы окружающие скалолазы быстро узнали о состоянии шлямбуров, которые использовались на этом маршруте. Итак ниже следующее, это мое мнение которое основывается на том что я обнаружил когда дюльферял вниз и я попытаюсь дать краткий отчет, о том как мне кажется произошел несчастный случай.

Ник лез с Эндрю, приехавшим канадским скалолазом. Два друга Ника из Canberra лезли по этому же маршруту как отдельная связка, оставаясь примерно на веревку ниже Ника и Эндрю. Они все намеревались пройти Bunny Bucket Buttress (270 метров, категория 18, полностью пробитый "морковками") и пролезли первых пять веревок до террасы. У них не было описания или схемы маршрута и они бездумно дошли до этой точки на маршруте. Вместо ухода налево под сильное нависание, они сместились вправо вдоль террасы, затем проследовали по довольно новой шлямбурной дорожке с фиксированными ушками наверх c уклоном вправо на одну веревку, категория примерно 15. Ник и Андрю затем пролезли большую часть следующей веревки с лазаньем примерно категории 21, затем достигли уступ примерно на 30 метров выше. Организовали страховку на этом уступе, использовав одиночный болт, примерно на три метра выше уступа. Позиция точки страховки которой они воспользовались ниже показана красным.

































Их страховочный болт (первый болт изображенный ниже) на уровне второго большого выступа, выше которого расположены шесть метров стены с более чем двумя болтами. Выше этого вы видите что лазание упрошается и точка страховки чуть выше и остается еще одна веревка до вершины скалы.









































Страховка от второго болта до третьего становится более проблематичной, скала неожиданно становится очень гладкой и чистой. По-моему, если предположить что можно пролезть это свободным лазаньем, то эти два метра будут намного сложнее чем весь до этого пройденый маршрут. Когда произошел несчастный случай, Ник прошелкнулся прямо во второй болт и занимался прошелкиванием "удочкой" третьего (и последнего) в этой секции (вы можете просто пройти вдоль второго уступа к маленькому деревцу от которого можно достать "удочкой"). Он пытался достать удочкой с петлей веревки когда болт вылетел наружу. Ник упал вниз к точке на следующем уступе и его одинарная веревка разорвалась обтершись об острый край породы на основе железной руды, которая проходит по низу страховочного уступа.

Я проверил эту кромку на наличие следов где возможно разрезалась веревка. Я не нашел ни одного волокна из веревки, однако есть свежий скол прямо на конце утеса:

Предположу что веревка Ника была немного изношена. По моему мнению, эта железная руда так остра, что смогла бы перетереть большинство скалолазных веревок при большом рывке от падения.

Подробный осмотр болтов в этой части объясняет почему болт вывалился.

Во-первых, я заметил огромное количество песка в отверстии откуда он вывалился. Я соскоблил немного этого песка на конец колпачка своей шариковой ручки и вставил его в отверстие, сфотографировал. Песочная основа скал Blue Mountains одна из причин проклейки болтов, что является нормой для этого района. Немного песка в отверстии не является неожиданностью, но количество его меня удивило, если конечно это отверстие когда-либо чистилось после сверления. Также требуется проверить диаметр отверстия, я не удивлюсь если окажется что оно значительно больше этого болта.

После проверки этого места и закончив фотографировать, я решил проверить один из болтов (пристраховав мою дюльферную веревку так что я мог сдюльфернуть дальше вниз, к месту с предупреждающей табличкой). Внешне этот болт выглядит достаточно хорошо:


























Я прошелкнул этот болт прямо в мою систему и начал наклоняться назад. Он вылетел значительно раньше, чем я смог полностью перенести вес тела. Мне поплохело, это обнаружилось так просто. Это разклинивающийся болт, а не "dyna".

(Позже в офисе я сделал небольшое исследование и разузнал что это 8×78мм болты итальянского производства фирмы Raumer. На их веб-сайте этот тип рекомендован для каньонинга и спелеологии, но как заметно, скалолазания нет в списке подходящих категорий.)

Я решил вставить болт обратно, итак, я затолкнул его обратно в отверстие и начал затягивать головку гаечным ключом. Я крутил ключ снова и снова, и снова... Головка накручивалась на стержень, но не ЗАТЯГИВАЛАСЬ. Я сдался и сделал фото.

Внешне он выглядел хорошо как и раньше, но резьба была сорвана и болт не затягивался. Я не понимаю как этот болт мог быть затянут хорошо КОГДА-ЛИБО до этого.

Итак, я решил проверить первый болт, который они использовали для страховки. На этот раз, я быстро прошелкнулся в него и просто руками, два раза несильно дернув вытащил его. С отвращением вставил болт обратно и прикрепил предупреждающий знак на этот болт (написав на кусочке дерева) как временную меру, до той поры пока все болты на этом маршруте можно будет убрать.

Позже я был удивлен: если страховочные болты так плохи, почему тогда не произошла гибель обоих — страховочный болт вываливается cо срывом страхующего? Возможно, что болт держал достаточно долго из-за того что находился тремя метрами ниже страховочного уступа и нагрузка на болт была направлена практически вниз, а не на отрыв, поэтому он держал достаточно долго, так что веревка успела перетереться до его полной загрузки.

Итак, кто пробивал этот маршрут? Кажется что это работа каких-то заезжих скалолазов из Европы которые уже покинули этот район. Я слышал что это поляки или как говорили другие источники они из Чехии. Если это те кто мы думаем, то мой друг ясно давал им понять что такой тип болтов нельзя использовать здесь. Если кто-то имеет какую-то контактную информацию этих ребят, то пожалуйста немедленно сообщите ее мне.

В завершении: по-моему мнению, как во многих других несчастных случаях, было несколько обусловливающих факторов. Вырывание болта, разрыв веревки присушие скалолазанию опасности. Ник был опытным скалолазом. Я думаю, что то что он делал было благоразумным и понятным в данных обстоятельствах; многие из нас возможно пробовали этот маршрут и могли бы запросто оказаться в такой же ситуации. Определенно новые толстые веревки или сдвоенные веревки дали бы шанс что веревка бы не разрезалась, но не факт, что предотвратило это; края скалы были очень острыми. Не порвалась бы веревка Ника, тогда возможно не выдержал бы страховочный болт, мы этого не знаем, и никогда не узнаем ответа. До сих пор я беспокоюсь от размышлений, что пробивка этого маршрута более чем безответственна. Для приезжающих скалолазов из Европы велик соблазн нехоженных скал, но мне кажется это исключительно плохая форма посещения района, когда полностью игнорируется местная этика и то что говорят местные, за время пребывания оставляются плохие болты, и опять же они проваливают не оставив соответствующих предупреждений на маршруте.

О, и последнее замечание, мне кажется что прошло около 24 часов, с того момента как сообщили о несчастном случае, до момента когда нашли тело Ника. Я разговаривал с несколькими группами скалолазов которые были в этом районе и с теми кто был в нескольких километрах, и с теми кто был в 150 метрах от места происшествия, с теми кто долгое время слышал шум вертолетов спасателей пока они пытались дойти до вершины. Несомненно спасательные вертолеты не знали где искать. Возможно требуется более близкая связь взаимодействия между спасательными службами и скалолазами; возможно им следует иметь телефоны некоторых местных скалолазов.

PS. Если кто-то встретится с этими болтами где-то здесь, пожалуйста как минимум разместите предупреждение и сообщите мне или напишите письмо в Chockstone.org. Болты можно узнать по надписям “22KN”, “Raumer” и “Italy” набитых на ушке.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий