суббота, 6 февраля 2010 г.

Интервью с Адамом Ондрой о скалолазном сезоне 2009

Мы читали множество новостей об Адаме Ондре (Adam Ondra) на протяжении 2009 года … о скалолазании и о его достижениях на соревнованиях. С одним из лучших скалолазов мира всегда что-то происходит. И новости в этом годы были очень волнующими. Первый год участия во взрослых соревнованиях и первое прохождение самого сложного маршрута, Marina Superstar 9a+/9b в Сардинии. Вполне понятно что мы захотели узнать побольше о таком успешном прошедшем годе.


Поздравляю Адам, ты выиграл Кубок мира 2009. Это великое событие! Первый год среди взрослых и сразу же такой огромный результат, который был в некотором смысле ожидаем. Как тебе понравилось впервые участвовать на взрослых соревнованиях?
Спасибо. Я не знаю, было ли все-так ожидаемо, по-моему нет. Моей целью было, попадание в призы в сложности на Кубке мира 2009, в душе я мечтал об этом. И в конце все вышло действительно здорово. Если ты выигрываешь разве это кому-то не понравится? После победы ты чувствуешь что время в изоляции ты потратил не зря.

Какие ошибки ты совершал на соревнованиях и над чем, по твоему мнению, тебе стоит поработать?
Соскальзывание ноги в Брно(Brno) и одно нерешительное движение в финале в Китае, которое стоило мне золота. С другой стороны я не делал так много ошибок по сравнению с другими, когда я срывался основной моей причиной была «забитость» предплечий. Моя слабость в выносливости (перев: :-0 ); я не могу сбрасываться на средних зацепах, поэтому предпочитаю продолжать. Это обычно хорошая стратегия, кроме Арко(Arko), где маршруты были так длинны, как нигде еще до этого, и было невозможно лезть их в стиле нон-стоп (перев: в оригинале ground-top).

В Арко, ты упоминал, что испанские скалолазы значительно сильнее тебя. Ты считаешь что твой успех зависит от характера маршрута?
У них удивительные навыки по сбрасыванию рук на не очень хороших зацепах. Я же лучше на боулдринговых трассах, где не остановишься.

Какой вид трасс чаще всего крутят на этапах Кубка мира?
В основном силовые и на выносливость, время от времени на технику.

Ты как человек находящийся в зависимости от скал, как регулируешь насколько надолго можно от них оторваться?
В конечном счете я пришел к комбинации скал и пластика, поэтому я не отхожу от скал на долгое время. Как минимум я всегда лажу на скалах на выходных. Я не могу оставаться без скал более двух дней.

Твое положение в общих результатах Кубка мира по скалолазанию 2009 держалось на последней победе в Крани(Kranj), Словения. Ты тогда нервничал?
Это правда что, там я был намного более нервный чем обычно. В квалификации я лез наиболее нервно за весь сезон. В полуфинале все было нормально и в финале я был нервным, но успокоился. Я особенно волнуюсь последние полчаса до лазания, важно справиться с волнением как только начаешь лезть. И потом все проходит хорошо.

Как ты считаешь, соревнования зависят от удачи?
Не так сильно как в боулдринге. Я бы сказал, важно от нее не зависеть, например как в случае с проскальзыванием ног. С другой стороны все в твоих руках, ты должен показать свою физическую и психологическую силу, не зацикливаясь на чем-то.

Ты пытаешься лезть на соревнованиях уверенно или следуешь принципу: кто не рискует, тот не пьет шампанского?
Я пытаюсь лезть эффективно, быстро и не сомневаться. Не слишком раздумываю в середине трассы о том что запланировал, я пытаюсь продолжать, продолжать лезть все время. Иногда это может навредить и лучше остановиться, обдумать, но по статистике лучше немного рискнуть.

Ты планируешь принять участие в некоторых этапах Кубка мира в следующем году?
В сложности, да. В боулдринге я еще посмотрю.

Тебе теперь приходится проводить больше времени на пластике из-за соревнований?
Точно. Отправляться на соревнования прямо со скал это сумасбродство. Очень важно привыкнуть чувствовать искусственные зацепки под пальцами. Я обычно тренируюсь в зале в течении двух недель до Кубка мира, на выходных лажу на скалах.

Тебе нравятся соревнования?
Как я писал выше: это не плохое чувство, если ты выигрываешь, это ж понятно...
Путь чтобы удовлетворить свое эго.

Давай опустим тему соревнований. Ведь кроме этого, твой скалолазный сезон я бы назвала успешным. Ты пролез самый сложный маршрут, Marina Superstar 9a+/9b. Это первая трасса который ты оценил так высоко. Судя по фотографиям маршрут выглядит очень нависающим и в прошлом году как ты говорил он был выше твоих возможностей. В этом ты прошел его после четырех дней попыток. Что было упущено в прошлом году и появилось в этом?
В прошлом году была нехватка времени и выносливости. В этом году я приехал в лучшей форме специально на этот маршрут и это окупилось сполна… на следующий день маршрут был сырой и так и не высох до конца моего путешествия.

Не мог бы ты описать поподробнее эту трассу и ее историю?
Маршрут расположен в районе Domusnovas в южной части острова. Там есть около десяти различных секторов с трассами на любой вкус. Marina ведет в северный вход San Giovanni, пещера более чем 500 м в длину, которую тоже проезжаешь насквозь. Проход пешком запрещен. Marina пробита Matteo Marini в прошлом году после трех дней работы!

Где ты обычно срывался на этом маршруте и как выглядела твоя удачная попытка?
Маршрут проходит по правой стороне пещеры и имеет 35 метров длины, лезется по 50-градусному или даже больше потолку. Первая часть — силовая выносливость оцененная как 8c, следующий ключ содержит силовые движения около 7C+. Затем что-то около 8b/b+. Я чаще всего срывался на ключе и еще пару раз когда сломал туф или соскальзывал. Удачная попытка было очень интересной. После пары падений на последнем движении на ключе, где невразумительный скрест на кармашек под три пальца, я начал чувствовать психологическое давление. Первые две попытки в тот день прошли не слишком хорошо, поэтому я хорошенько отдохнул, пообедал, опять разогрелся на 7c+ и после 20 минут я отжег. В основной части ключа я запланировал не останавливаться и это дало результат. Но психологически я сорвался. К счастью через три секунды мой большой палец на правой руке сдвинулся на сантиметр выше, где он наткнулся на маленький выступ, и это было то что нужно. Финиш был трудным, но я продолжил лезть.

Тебе нравятся сильно нависающие линии?
Сначала мне было на них неуютно, но медленно я начал привыкать к ним. Удивительно, но я победил на сильно нависающем Кубке мира в Puurs и на этом маршруте.

Как ты отметил свой сложнейший маршрут?
Пиццей Quatro Formaggi. Я был там с ребятами которые не пьют.

Как ты находишь сложные проекты? Их присылают тебе местные? Ты сделал список предстоящих целей, которые ты хотел бы пролезть в течении года?
Я сделал список маршрутов 9a и выше которые я хотел бы пролезть. Хотя люди просят меня приехать попробовать какой-нибудь новый проект. Marina Superstar как раз тот случай.

В этом году ты пролез 15 трасс категории 9a и выше, потрясающе. Такой уровень трасс до сих пор труден для тебя или это уже больше норма? Есть какие-то 9-ки нереальные для тебя? Кажется что ты пролазишь все к чему прикоснешься.
На 9a -ах мне приходится по прежнему напрягаться, это пока не повседневность. Особенно некоторые 9-ки устраивают мне тяжелые времена. Возможно Pantera во Франкеньре (Frankenjura) и другие на которых я был вынужден сдаться.

Я восхищаюсь что ты не гонишься только за большими цифрами, но ты также посещаешь классические маршруты старой школы, такие как во время твоего путешествия в Basel Jura. Basel Jura не принадлежит к популярным районам нашего времени, безусловно из-за отношения к характеру трасс. Но в описании маршрутов ты написал что они даже нависающие. Так почему же этот район не популярен?
Этот район не так часто посещаем, потому что там очень жесткие категории и что особенно неприятно, это в основном на простых трассах. Таких злых 7a я не проходил очень давно. С 8а и выше они постепенно начинают соответствовать категориям. Большая часть секторов вертикаль или слабо нависает с маленькими зацепками, всегда плохие зацепы под ноги, но например маршрут „Ravage“ 8b+/8c проходит по сильному нависанию с большими зацепками и длинными перехватами.

Там лазанье такое же как во Франкеньюре?
Не совсем. Район напоминает мне Франкеньюру своими зелеными лесами, но в Basel Jura более свободные и высокие стены. Мне больше напоминает Boux смешанный с Schleier (Лучшие части — Falkenfluh) и Palava(худший из всех). Скала очень гладкая с плохими зацепами под ноги, но зацепы в основном острые.

Как тебе понравилось олдскульное лазание? Считаешь что некоторые из трасс опередили свое время?
Мне нравится лазить маршруты которые были сделаны много лет назад, но с того момента никто не пробовал их, поэтому настоящую сложность их никто не знает. Некоторые значительно сложнее. Кроме того я люблю лазить на разных типах скал. Без этого разнообразия скалолазание мне бы не доставляло удовольствия.

Ты заонсайтил маршрут Ravange 8b+/8c в Basel Jura, который когда-то был самым сложным в мире. Первопроход был сделан A. Menestrel и о втором прохождении заявил наш Venca Voďár Vodička. Voďár рассказал тебе эту историю?
Да, вроде того. И он мог бы стать первым, если бы не пропустил Menestrel. С другой стороны я очень ценю этот маршрут, больше чем все остальные онсайты на 8c, потому что это действительно сложное лазание. И я думаю что это мой первый онсайт на маршруте который был создан до 1990.

О каких других маршрутах в Basel Jura ты узнал от Voďár?
О очень сложных 8b, La Belle vie, и 8b/b+, (L'Amour) в Falkenfluhm, но самым большим сюрпризом стал The Wall graded 8a+, который почти вертикальный с нулевым трением (не важно что маршрут скользкий, просто там такая порода). Я не мог определиться с моделью туфлей.

Ты ездил в такое большое количество стран и бывал в таком большом количестве скалолазных районов. Который из них ты бы хотел посетить опять?
Я бы точно хотел бы вернулся в Rockland. Для боулдринга я никогда не видел ничего подобного. Даже известные скалолазы с веревкой будут обрадованы!

Я видел твое прохождение Xaxid Hostel в Osp. Что я также заметила, так большое количество зрителей вокруг тебя, камеры, толкотню. Ты всегда находишься в центре внимания, где бы ты не лазил. Это нелегко. Как ты справляешься с этим?
К этому можно привыкнуть. И ты не всегда лазишь перед большим количеством людей. Я не считаю что это меня делает нервным, я нахожусь под давлением маршрута который хочу пролезть, вокруг меня нет людей или масс-медиа.

Сейчас скалолазы ждут от тебя мнения по поводу сложности трасс. Наверно можно оказаться в неудобном положении, особенно когда ты понижаешь маршрут?
Иногда очень неприятно понижать сложность трассы, но я всегда пытаюсь выражать как можно точнее что я чувствую. К автору ничего личного.

Какую сложность ты даешь в зависимости от числа попыток?
Число попыток очень относительный индикатор. Иногда я прохожу маршрут с десятой попытки, но кроме того я знаю что будь я повезучей я смог бы пройти его со второй попытки. Иногда счетчик начинает крутиться как ветряк и ты ничего не можешь с этим поделать... Тогда я прислушиваюсь к своим чувствам, наверно нет других индикаторов на которые я еще могу опираться.

Ты скоро пролезешь все свои проекты. Тогда ты включишь дрель и пробьешь свои?
Не совсем так, до сих пор существует множество открытых проектов, а также новых пробитых линий, но к ним надо ехать по 500 километров... Основной потенциал я видел в Tirol. Я также очень хочу пройти длинную линию, такую как Jumbo Love, некоторые из них уже запали в голову.

Не заканчивающаяся Jumbo Love ждет. Ты хочешь поехать в прерию?
В следующем году точно нет, у меня нет времени, но в будущем я хотел бы попробовать его.

Я знаю что ты не любишь говорить о своих планах, поэтому пускай для нас это будет сюрпризом. Спасибо за потраченное время и удачи на твоих следующих проектах!

Интервью подготовила: Simona Ulmonova.
Источник

1 комментарий:

Vladislav комментирует...

Как всегда Адам лучший. Скалолаз до спинно-мозговых костей :)

Отправить комментарий